Часто ученики, создав графический электронный материал, сопровождающий устное сообщение, не придают значения подготовке публичного выступления. А готовиться к выступлению необходимо.
Прежде надо учитывать:
· Цель выступления. Что хочет выступающий сообщить аудитории?
· Аудиторию. Кто будет слушать? Сколько их будет?
· Место выступления. Где будет происходить действо?
· Оценивание. Кто и как будет оценивать?
Перед выступлением важно настроиться, побороть волнение, которое мешает сосредоточиться. Немногие ученики могут справиться с этим. Можно посоветовать незамысловатые способы снятия напряжения перед выступлением:
· Представить самый худший вариант развития событий: выступление не удалось… Что изменится в жизни? Так ли уж это страшно?
· Если присутствуют компетентные, важные для ученика слушатели, предложите представить их в смешном виде (в шапочках, блестящих париках, клоунских нарядах).
· Некоторые физические упражнения (махи руками, приседания, глубокие входи и выдохи) также помогут энергию переживаний переместить в физическую энергию.
· Некоторым помогает легкая медитация «Я – молодец!», «У меня всё получится!»
С чего начать? С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание, создать интерес, интригу. Примерами хорошего выступления могут служить:
· Комплимент аудитории.
· Интрига вопросом к аудитории.
· Погружение в ситуацию: «Представьте себе, что мы сейчас находимся…»
· Связь с фактами сегодняшнего дня.
· Практическое действие, иллюстрирующее тему сообщения.
· Аудио-визуальное вступление (музыкальный фрагмент, видеоряд,…)
Что поможет сделать выступление незабываемым?
· Речь. Понятный аудитории язык. Использование сравнений.
· Тон голоса помогает правильно расставить акценты, вносит разнообразие в монотонность речи. Бодрый тон – призывает. Мягкий – создаёт атмосферу доверия.
· Паузы. Они подчёркивают важность сказанного.
· Говорить и рассказывать, а не читать написанное. Не читать с экрана.
· Избавляться от слов- и звуков-паразитов.
· Учитывать, что люди по приоритету каналов получения информации бывают визуалы, аудиалы и кинестетики. Поскольку большинство – визуалы, публичные выступления сопровождаются графическим материалом через всевозможные видеопроекторы. При определённых условиях для повышения эффективности доклада очень полезно звуковое сопровождение (для аудиалов) или даже тактильно-вкусо-запаховое (для кинестетиков). В моей практике были примеры, когда ученики для сопровождения доклада предлагали слушателям: камушки берилла, рассказывая о изумрудах; конфеты для темы «Фастфуд»; ножницы и бумагу для создания бумажных «шедевров». Очень хорошо дать людям в руки что-то, что потом останется после выступления.
· Юмор, жесты, поза, мимика выступающего должны отвечать двум критериям: уместность и подготовленность. Неуверенный тон, перебирание в руках «тезисов», снижают доверие аудитории. Важно уметь дополнять и усиливать то, о чём говорится, а не отвлекать от темы выступления.
Несколько советов:
· Находиться перед слушателями в «открытой» позе. При жестикуляции держать ладони рук вверх.
· Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговорить самому важному человеку в аудитории.
· Сопровождать свои слова жестикуляцией.
· Использовать указку.
· Двигаться.
· Предвидеть вопросы, возражения. Подготовить аргументы.
· Эффектно закончить выступление.
Как лучше закончить выступление?
· Подытожить сказанное.
· Произнести фразу, с которой начиналось выступление.
· Пошутить по теме.
· Сказать комплимент аудитории.
· Раздать что-нибудь на память о выступлении.
(Источник: Татьянкин Б., Иванникова Т., Зуева Л.
Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. -
М: Издательство: 5 за знания, 2007)
Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. -
М: Издательство: 5 за знания, 2007)
Комментариев нет:
Отправить комментарий