четверг, 27 января 2011 г.

Подготовка к публичному выступлению

Часто ученики, создав графический электронный материал, сопровождающий устное сообщение, не придают значения подготовке публичного выступления. А готовиться к выступлению необходимо.

Прежде надо учитывать:
·         Цель выступления. Что хочет выступающий сообщить аудитории?
·         Аудиторию. Кто будет слушать? Сколько их будет?
·         Место выступления. Где будет происходить действо?
·         Оценивание. Кто и как будет оценивать?

Перед выступлением важно настроиться, побороть волнение, которое мешает сосредоточиться. Немногие ученики могут справиться с этим. Можно посоветовать незамысловатые способы снятия напряжения перед выступлением:
·         Представить самый худший вариант развития событий: выступление не удалось… Что изменится в жизни? Так ли уж это страшно?
·         Если присутствуют компетентные, важные для ученика слушатели, предложите представить их в смешном виде (в шапочках, блестящих париках, клоунских нарядах).
·         Некоторые физические упражнения (махи руками, приседания, глубокие входи и выдохи) также помогут энергию переживаний переместить в физическую энергию.
·         Некоторым помогает легкая медитация «Я – молодец!», «У меня всё получится!»

С чего начать? С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание, создать интерес, интригу. Примерами хорошего выступления могут служить:
·         Комплимент аудитории.
·         Интрига вопросом к аудитории.
·         Погружение в ситуацию: «Представьте себе, что мы сейчас находимся…»
·         Связь с фактами сегодняшнего дня.
·         Практическое действие, иллюстрирующее тему сообщения.
·         Аудио-визуальное вступление (музыкальный фрагмент, видеоряд,…)

Что поможет сделать выступление незабываемым?
·         Речь. Понятный аудитории язык. Использование сравнений.
·         Тон голоса помогает правильно расставить акценты, вносит разнообразие в монотонность речи. Бодрый тон – призывает. Мягкий – создаёт атмосферу доверия.
·         Паузы. Они подчёркивают важность сказанного.
·         Говорить и рассказывать, а не читать написанное. Не читать с экрана.
·         Избавляться от слов- и звуков-паразитов.
·         Учитывать, что люди по приоритету каналов получения информации бывают визуалы, аудиалы и кинестетики. Поскольку большинство – визуалы, публичные выступления сопровождаются графическим материалом через всевозможные видеопроекторы. При определённых условиях для повышения эффективности доклада очень полезно звуковое сопровождение (для аудиалов) или даже тактильно-вкусо-запаховое (для кинестетиков). В моей практике были примеры, когда ученики для сопровождения доклада предлагали слушателям: камушки берилла, рассказывая о изумрудах; конфеты для темы «Фастфуд»; ножницы и бумагу для создания бумажных «шедевров». Очень хорошо дать людям в руки что-то, что потом останется после выступления.
·         Юмор, жесты, поза, мимика выступающего должны отвечать двум критериям: уместность и подготовленность. Неуверенный тон, перебирание в руках «тезисов», снижают доверие аудитории. Важно уметь дополнять и усиливать то, о чём говорится, а не отвлекать от темы выступления.

Несколько советов:
·         Находиться перед слушателями в «открытой» позе. При жестикуляции держать ладони рук вверх.
·         Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговорить самому важному человеку в аудитории.
·         Сопровождать свои слова жестикуляцией.
·         Использовать указку.
·         Двигаться.
·         Предвидеть вопросы, возражения. Подготовить аргументы.
·         Эффектно закончить выступление.

Как лучше закончить выступление?
·         Подытожить сказанное.
·         Произнести фразу, с которой начиналось выступление.
·         Пошутить по теме.
·         Сказать комплимент аудитории.
·         Раздать что-нибудь на память о выступлении.
 (Источник: Татьянкин Б., Иванникова Т., Зуева Л.
 Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. -
 М: Издательство: 5 за знания, 2007)

Комментариев нет:

Отправить комментарий